Охрана труда водителей транспорта

Управление автомобильным транспортом – это работа, связанная с серьезными рисками: ведь автомобиль сам по себе будет источником повышенной опасности. Поэтому правила по охране труда для водителей регламентируются на федеральном уровне. Общие правила этой области, как и других областей деятельности, установлены Трудовым кодексом, однако дополнительно к нему разработан целый список нормативных документов, которые учитывают специфику работы этой категории сотрудников. При этом для обеспечения актуальности содержащихся в них требований и их соответствия текущему состоянию отрасли и автомобильной техники они регулярно пересматриваются и дополняются.

Нормативная база

Итак, базовые нормы, которые устанавливают общие требования охраны труда водителя грузового автомобиля и легковых видов автомобильного транспорта, содержатся в Трудовом кодексе. Согласно статье 212 этогонормативного акта работодатель должен обеспечить безопасность своих сотрудников в процессе их работы с учетом специфики их должностных обязанностей. Порядок выполнения этой задачи урегулирован рядом правовых актов, включая:

  • приказ Минтруда от 6 февраля 2018 года N 59н, утверждающий правила ОТ при работе на автотранспорте;
  • приказ Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н, которым введен список вредных и опасных факторов, создающих повышенные риски при выполнении разных видов операций;
  • приказ Министерства здравоохранения от 15 декабря 2014 года N 835н, устанавливающий порядок организации предсменных и послесменных, а также предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей;
  • совместное письмо Минздрава и Минтранса об особенностях организации таких медицинских осмотров от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32;
  • федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, посвященный вопросам безопасности движения по дорогам;
  • приказ Минтранса от 20 августа 2004 года N 15, который регламентирует порядок организации режимов работы и отдыха для водителей транспорта;
  • другие нормативные документы.

Перечисленные правовые акты гармонизированы по основным требованиям как к работнику, так и к работодателю. Здесь указывается, что основной объем ответственности за безопасность персонала возлагается на работодателя. При этом перечисляемые требования обязательны для исполнения компаниями любых организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями – независимо от масштаба предприятия, области деятельности и иных факторов. Ведь известно, что труд водителей автотранспорта активно используется не только на профильных предприятиях, которые занимаются перевозками людей и грузов, но и компаниях, для которых такие перевозки становятся вспомогательной операцией, необходимой для нормальной организации технологического цикла предприятия.

Основные обязанности работодателя

Общий список обязанностей работодателя, нацеленных на достижение безопасности своих сотрудников, содержит:

  • гарантию соответствия условий труда специалистов государственным нормативным требованиям;
  • предоставление оборудования и инструментов, необходимых для выполнения должностных обязанностей лиц, выполняющих работы;
  • предоставление информации о требованиях локальных правовых документов, которая необходима для выполнения их работы, под роспись;
  • выполнение правил эксплуатации техники, оборудования и других материальных активов согласно рекомендациям производителя, чтобы сократить риск их неисправности и появления аварийных ситуаций, которые могут повлечь за собой риски для здоровья и жизни персонала;
  • обучение водителей по охране труда в организации и безопасности выполняемых работ;
  • контроль за выполнением установленных требований на предприятии;
  • организация безопасных режимов труда и отдыха работников с учетом требований действующего законодательства, а также обеспечение инфраструктуры, необходимой для реализации их жизненных потребностей;
  • выполнение учета и расследования причин несчастных случаев, произошедших с работниками, организация предоставления требуемой помощи пострадавшим сотрудникам.

Невыполнение перечисленных обязанностей влечет за собой ответственность руководителя в области охраны труда водителей в соответствии с положениями КоАП, а при более серьезных обстоятельствах – Уголовного кодекса. Стоит, однако, учитывать, что перечисленные нормативы распространяются на водителей, которые водят автомобильный и иной колесный транспорт по дорогам общего пользования, а также автотранспорт по закрытым территориям. Охрана труда водителя погрузчика, автокара, электрической грузовой тележки и иной спецтехники, которая эксплуатируется только на территории отдельно взятого предприятия, регулируется отдельными нормативными документами.

Факторы риска в работе водителя

Профессия водителя автомобиля вне зависимости от категории транспортного средства, которым он управляет, относится к самым рискованным. Это обусловлено тем, что при выполнении должностных обязанностей на сотрудника одновременно воздействует целый список отрицательных факторов, которые по отдельности, а тем более в совокупности создают серьезную угрозу для его здоровья и работоспособности, а иногда – и жизни. К числу таких факторов принадлежат:

  • вероятность получения травм и повреждений в результате контакта с движущимися частями механизмов и машин, а также падающими предметами, острыми краями, кромками и другими потенциально опасными деталями;
  • высокий уровень загрязненности воздуха зоны выполнения задач;
  • слишком высокая или низкая температура воздуха в используемой рабочей зоне, включая выполнение обязанностей на открытом воздухе в разные сезоны года, а также рабочих поверхностей, с которыми непосредственно контактирует сотрудник;
  • повышенный уровень шума и вибрации в зоне выполнения задач;
  • повышенный или пониженный уровень влажности и подвижности воздуха зоны выполнения задач;
  • недостаточный уровень освещенности рабочих поверхностей;
  • перегрузки физического, нервного, эмоционального и психического свойства.

Кроме этого, требуется учитывать, что состояние водителя и степень его подверженности воздействию перечисленных факторов оказывают воздействие не только на него самого. Уставший и перегруженный работник способен спровоцировать серьезное дорожное происшествие, в котором могут пострадать многие другие люди, а также материальные объекты. Поэтому работодателю важно уделить самое серьезное внимание выполнению требований законодательства, которые регламентируют его обязанности по охране труда водителя автомобиля.

Требования к работникам

Высокий уровень потенциальной опасности такой работы обусловливает предъявление особых требований к сотрудникам, которые допускаются к ее выполнению. Список таких требований определен разделом II приказа №59н. Он включает:

  • прохождение работниками подготовки по охране труда и проверки знаний, полученных в результате такой подготовки. Для контроля уровня полученных знаний работник сдает экзамен по охране труда водителя;
  • прохождение обязательных медицинских осмотров;
  • запрет на вовлечение женщин во взаимодействие с особенно сложными и тяжелыми механизмами, которые могут причинить вред их здоровью. Список таких работ определен постановлением Правительства от 25 февраля 2000 г. N 162;
  • запрет на вовлечение в выполнение таких работ сотрудников, не достигших 18 лет;
  • предоставление работникам обязательных средств личной защиты. Порядок их выдачи определен приказом Минздрава от 1 июня 2009 г. N 290н;
  • соблюдение режимов труда и отдыха работников, установленных локальным правовым документом (например, правилами внутреннего трудового распорядка), который не противоречит требованиям действующего законодательства в сфере охраны труда.

Должностные обязанности по охране труда водителя, гарантирующие его безопасность, предполагают сотрудничество работника и работодателя по этим вопросам: только так можно существенно снизить риски отрицательных последствий.

Организация обучения водителей

Общий порядок обучения по охране труда водителей установлен совместным постановлением Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года № 1/29, который определяет правила подготовки по ОТ для всех категорий работников. Однако поскольку управление автомобильным транспортом – это отдельный вид деятельности, в организации такого обучения есть свои моменты, которые нужно понимать работодателю.

Обязательные курсы охраны труда водителям предполагают организацию пяти видов инструктажей в зависимости от стажа их работы на предприятии и других обстоятельств:

  • вводный инструктаж по охране труда для водителей, который проводится при поступлении на работу в компанию;
  • первичный инструктаж, который организуется в условиях конкретного рабочего места для ознакомления с его параметрами либо характеристиками. Вводный и первичный инструктажи сотрудник обязан пройти до того, как приступить к самостоятельной работе;
  • повторный инструктаж, который проводится по истечении установленного времени с момента прохождения первичной подготовки. Для большей части сотрудников этот период составляет 6 месяцев, однако водители, как представители профессии, приинадлежащей к категории особенно опасных, обязаны проходить повторный инструктаж водителей по охране труда каждые три месяца. При этом каждые 12 месяцев в дополнение к этой подготовке для них организуется аттестация в целях проверки знаний в сфере охраны труда;
  • внеплановый (внеочередной) инструктаж, который организуется при наступлении особых обстоятельств. Например, его потребуется провести, если выяснится, что работник нарушил требования ОТ или имел перерыв в работе по профессии продолжительностью больше 30 календарных дней;
  • целевой инструктаж, который нужно будет провести, если потребуется привлечь сотрудника к выполнению дополнительных обязанностей, требующих особых знаний или навыков в сфере охраны труда. При этом сотруднику объясняется программа обучения по охране труда для водителя, учитывающая характер его будущих обязанностей.

Для каждого типа инструктажа разрабатывается отдельная инструкция по охране труда для водителя. Сведения обо всех проведенных обучающих занятиях нужно внести в журнал по охране труда водителей для регистрации организованных инструктажей.

В дополнение к инструктажу на рабочем месте придется организовать стажировку сотрудника. Порядок ее проведения, длительность, условия, другие параметры регулируются локальным правовым документом, который принимает работодатель. Целесообразно применять личностный подход при составлении графика стажировки, который учитывает стаж работы, опыт конкретного водителя, его навыки в управлении данным типом транспорта, другие обстоятельства. В отдельных случаях, например, при полном отсутствии опыта управления тем видом техники, который необходим работодателю, работника имеет смысл направить для прохождения стажировки в уполномоченный обучающий центр.

Инструкция по охране труда

Любая должностная инструкция водителя по охране труда требует выполнения ряда обязанностей в области безопасности его работы. В соответствии с действующим трудовым законодательством одной из важнейших таких обязанностей становится прохождение подготовки по ОТ в форме инструктажа. Он предполагает знакомство с инструкцией, разработанной для конкретной профессии, должности или специальности.

Типовая инструкция составляется с учетом существующего порядка и обычно включает следующие разделы:

  • общие требования охраны труда в организации. Здесь указываются требования к работникам, характер и интенсивность воздействия отрицательных факторов производства, порядок предоставления индивидуальных защитных средств, правила субординации для конкретной должностной позиции, порядок применения ответственности за невыполнение применяемых требований;
  • порядок действий перед началом работы. Этот раздел составляется с учетом нормативов, прописанных в приказе Минтруда № 59н, а также особенностей конкретного вида техники, которой будет управлять сотрудник;
  • требования ОТ при выполнении должностных обязанностей. Этот блок инструкции обычно посвящен вопросам профилактирования несчастных случаев и аварийных ситуаций: в нем прописывается, каких действий нужно избегать работнику, чтобы не вызвать таких событий;
  • порядок действий в случае аварийной ситуации. Этот раздел чаще всего включает два основных блока. Первый из них посвящен правилам поведения самого работника при выявлении неисправности автотранспортного средства или других проблем, мешающих ему выполнять свою работу. Второй блок указывает правила информирования вышестоящих сотрудников об обстоятельствах происшествия;
  • порядок действий после окончания работы. Этот блок включает операции, которые необходимы для приведения оборудования в состояние ожидания следующей рабочей смены. В него обычно входят очистка техники, корректное прекращение работы узлов и систем и другие действия.

Проведение медицинских осмотров

В соответствии со статьей 23 196-ФЗ водители, привлекаемые к управлению автотранспортными средствами, обязаны проходить следующие виды медицинских осмотров:

  • предварительный, который проводится при поступлении на работу с целью убедиться в отсутствии у соискателя противопоказаний медицинского характера к ее выполнению;
  • периодические, которые проводятся в ходе работы сотрудника на предприятии для контроля состояния его здоровья в условиях воздействия отрицательных факторов производства;
  • предрейсовые, которые проводятся для контроля самочувствия и состояния здоровья водителя в смысле его готовности выйти в рейс. При выявлении состояния опьянения любой этиологии, а также проблем со здоровьем, которые могут спровоцировать дорожное происшествие, выход на линию ему будет запрещен;
  • послерейсовые, которые проводятся для контроля уровня воздействия отрицательных факторов на работника в течение трудовой смены.

Общий порядок проведения предварительных и периодических медосмотров определен статьей 213 ТК РФ. Правила организации предрейсовых и послерейсовых обследований определяется приказом Минздрава № 835н. Эти нормативные документы определяют последовательность выполняемых действий, объем и характер контролируемой информации, а также другие правила проведения таких работ. Важно помнить, что во всех ситуациях они могут выполняться только уполномоченной медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию. При этом такие меры обязательно финансируются за счет работодателя: по охране труда водителю транспортного средства запрещено участвовать в финансировании такой услуги.

Безопасность при эксплуатации транспортного средства

Последние изменения по охране труда для водителей установлены относительно новым нормативным документом: речь идет о приказе Минтруда № 59н, который ввел актуальные правила охраны труда для водителей. Они распространяются на все этапы выполнения таких работ, включая процесс эксплуатации самого транспорта. В документе приведено подробное описание соответствующих действий в зависимости от конкретного типа техники, на которой работает специалист. При этом для каждой категории транспорта приводится все необходимые данные, которые требуется для его безопасной эксплуатации. Для удобства практического применения этих данных в интересующем нас нормативном документе они разбиты на следующие разделы:

  • правила организации рабочих мест и производственных территорий;
  • порядок осуществления технологических процессов на предприятии;
  • правила эксплуатации разных типов автомобильного транспорта;
  • размещение и хранение компонентов технологического процесса, включая сырье, материалы, оборудование, готовые продукты и отходы производства.

Помимо типов транспортного средства, перечисленные требования дифференцированы в зависимости от условий его эксплуатации, сезона года и иных факторов.

Оставьте комментарий