Антитеррористическая защищенность объектов, важных для общества и экономики, –вопрос, который контролируется на федеральном уровне. Ведь в случае угрозы безопасности компании или ее сотрудников потребуется привлекать силы правоохранительных органов и других государственных ведомств. А им, незнакомым с особенностями и параметрами конкретной организации и объектов, может быть трудно сориентироваться на месте, чтобы организовать противодействие нападающим.
Поэтому для компаний, защищенности объектов которой могут угрожать террористы, на государственном уровне установлено правило о разработке документа, который содержал бы необходимые сведения. Он получил название «паспорт безопасности объекта», в котором содержатся данные, характеризующие защищенность конкретных типов объектов. Главная задача паспорта – предоставить уполномоченным лицам сжатые, но в то же время полные сведения о характеристиках объекта, позволяющие оперативно мобилизовать ресурсы для обеспечения антитеррористической защищенности и прикрыть слабые места на объекте.
Процедура разработки паспорта безопасности компании обязательна для организаций, которые подвержены риску террористической атаки. Это документ, характеризующий основные угрозы в соответствии с типом предприятия, а также содержащий данные о том, как правильно использовать его ресурсы при нападении.
Нормативная база
Основным нормативным актом, согласно которому выполняется процедура разработки паспортов, становится постановление Правительства от 25 декабря 2013 года N 1244. Оно содержит общие правила, с применением которых выполняют разработку паспортов в разных типах организаций. Однако некоторые из них имеют специфику, которую важно учитывать при оформлении документа. Поэтому для них предусмотрены отдельные правовые акты, уточняющие требования к его разработке, например:
- постановление Правительства от 2 августа 2019 года N 1006 – для организаций, подведомственных Министерству просвещения;
- постановление Правительства от 13 января 2017 года N 8 – для организаций системы здравоохранения;
- постановление Правительства от 25 марта 2015 года N 272 – для мест массового скопления людей;
- и другие правовые акты.
В каждом из них содержатся конкретные требования к паспорту, сформированные с учетом сведений об антитеррористической защищенности, которые нужны для организации сопротивления на объекте. Данные из паспорта антитеррористической защиты обязаны включать основные характеристики объектов, конструкций, зданий, действующих в составе организации, информацию о работающих здесь людях, арендаторах помещений, объектах инфраструктуры и проч.
Категорирование объекта
Документ об антитеррористической безопасности обязан содержать все необходимые сведения для организации защиты предприятия в случае террористической угрозы для объектов. Поэтому, с одной стороны, он должен содержать все требуемые сведения для такой ситуации, а с другой – не быть избыточным, чтобы нужную информацию о параметрах объекта можно было быстро найти.
Чтобы решить эту задачу, в действующем законодательстве предусмотрен механизм категорирования компаний. Присвоение категории выполняется комиссией, в состав которой включаются работники самой компании, а также контролирующих органов. На основании критериев, характеризующих уровень риска, объекту присваивается определенная категория, которая влияет на порядок составления паспортов безопасности, их структуру и порядок согласования. Сведения о категории в обязательном порядке прописываются в паспорте, поскольку они характеризуют уровень опасности с точки зрения вероятности появления террористической угрозы.
Содержание паспортов безопасности
Типовая структура документа об антитеррористической защищенности конкретного объекта содержит следующие разделы:
- общая информация об организации;
- сведения об объектах, находящихся в ее ведении на данной территории;
- важные объекты, находящиеся в непосредственной близости от нее, например, транспортные коммуникации;
- сведения об обслуживающих организациях для данного объекта;
- информация о работниках и арендаторах объекта;
- данные о потенциально опасных участках и инфраструктурных объектах в составе предприятия, которые могут подвергнуться террористической атаке;
- возможные сценарии реализации террористической атаки;
- ресурсы, которые можно задействовать для защиты людей и материальных ценностей;
- реализуемые меры технического, инженерного, организационного и иного характера, применяемые для защиты людей и объектов;
- оценка уровня антитеррористической защищенности;
- дополнительные сведения.
Приведенная структура антитеррористического паспорта может дополняться с учетом характера объекта. Конкретные требования к форме ПАЗ определяются нормативным актом для этого типа организации. Для большей наглядности и повышения скорости восприятия данных, содержащихся в паспорте, следует сопровождать его схемами, планами и другой графической информацией, описывающей характеристики компании и ее ресурсы. Это будет полезно в случае появления угрозы со стороны террористов, когда потребуется быстро найти нужные данные, чтобы мобилизовать возможности предприятия для отражения атаки.
Согласование документа
Готовый паспорт антитеррористической защищенности подлежит согласованию в государственных органах. Их список и порядок согласования определяется профилем предприятия. Конкретный список контролирующих инстанций, которые должны согласовать ПАЗ, зафиксирован в постановлении Правительства для этого типа компании. В него могут входить такие государственные структуры как МВД, МЧС, ФСБ и другие.
Оформление такой документации в соответствии с действующим законодательством становится обязательным. Согласно статье 20.35 КоАП РФ отсутствие ПАЗ влечет за собой наложение следующих санкций:
- рядовые работники – штраф 3-5 тысяч рублей;
- должностные лица – штраф 30-50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от полугода до трех лет;
- компании любых форм собственности – штраф от 100 до 500 тысяч рублей.
При повторном нарушении требования об обязательном оформлении такой документации штраф может быть увеличен или заменен остановкой работы компании в административном порядке.
Оформление паспортов безопасности
Самостоятельно подготовить и согласовать ПАЗ – непростая задача, однако без этого не обойтись: иначе на организацию может быть наложен крупный штраф. Простое и действенное решение — выполнить разработку паспорта безопасности силами сотрудников нашей компании. Наши специалисты досконально знают требования действующего законодательства в этой области и готовы выполнить для Вас разработку ПАЗ, отвечающего всем нормативам, а также в установленные сроки провести процедуру его согласования со всеми государственными органами, которые должны ознакомиться с этим документом. Стоимость паспортов в нашей компании очень доступна, поэтому Вы без труда получите этот документ, тем самым сохранив свои силы и время, и гарантированно избежите проблем при проведении профильной проверки.