С 1 января 2014 года специалистами ООО «Охрана. Безопасность» проводится специальная оценка условий труда. Порядок ее организации регламентирован принятым Госдумой законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. Правила СОУТ также регулируются дополнительным нормативным актом – приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н, который утвердил методику выполнения СОУТ и формы документов, применяемых для составления отчетной документации по СОУТ.
Что такое специальная оценка условий труда
Выполнение оценки условий труда становится единым комплексом последовательно выполняемых мер по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и контролю уровня их воздействия на работника с учетом действия средств личной и коллективной защиты персонала от воздействия вредоносных факторов производственной среды. Выполнение проверки рабочих мест сотрудников — обязанность всех работодателей вне зависимости от того, каким видом услуг или работ они занимаются. Единственное исключение из этого правила составляют ситуации, когда работодатель взаимодействует только с надомными или удаленными сотрудниками: в этой ситуации выполнять специальную оценку не нужно.
При этом если в штате работодателя есть и надомные работники, и те, кто трудятся в офисе или на производстве, в отношении рабочих мест, находящихся на территории работодателя, потребуется выполнить специальную оценку условий труда. В таких обстоятельствах освобождение от обязанности произвести СОУТ распространяется только на удаленных сотрудников. Такой порядок выполнения специальной оценки определен статьей 3 426-ФЗ.
Принципиальные новшества при организации СОУТ
СОУТ – это новый инструмент, законодательно введенный в 2014 году взамен аттестации мест работы. Проверку условий работодатель выполняет для возможности отойти от формальной проверки рабочих мест и перейти к их реальному анализу. СОУТ соответствует рыночным реалиям, а механизм ее выполнения стал более гибким в сравнении с процедурой аттестации. Новый алгоритм СОУТ более прозрачен для работодателя и помогает избегать повышенной финансовой нагрузки на предприятие. Для этого Минтруд утвердил четкий список вредных и опасных производственных факторов, подлежащих проверке компаниями, проводящими СОУТ.
Самый серьезный аспект для работодателя состоит в использовании результатов специальной оценки условий труда. Результат СОУТ находит реальное отражение в страховом тарифе по уплате в Пенсионный Фонд, который теперь ранжирован в зависимости от класса, к которым относятся условия труда. Для предприятий, гарантирующих безопасные условия на своих рабочих местах, никаких дополнительных отчислений не предполагается. В других ситуациях отчисления в ПФ могут составить до 8% дополнительно к основному страховому тарифу.
Опасный | 4 | 8 % - солидарная часть тарифа страховых взносов |
Вредный | 3.4 | 7 % солидарная часть тарифа страховых взносов |
3.3 | 6% солидарная часть тарифа страховых взносов | |
3.2 | 4 %солидарная часть тарифа страховых взносов | |
3.1 | 2 %солидарная часть тарифа страховых взносов | |
Допустимый | 2 | 0 % солидарная часть тарифа страховых взносов |
Оптимальный | 1 | 0 % солидарная часть тарифа страховых взносов |
Также результатом введения правила об обязательной спецоценке на предприятиях стал дифференцированный подход к назначению льгот и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях. Интерес к повышению безопасности сотрудников у работодателя сейчас мотивируется существенной разницей в гарантиях и компенсациях для работников, которые трудятся на рабочих местах, относящихся к разным классам опасности. Например, различия между льготами и компенсациями для классов 3.1 и 3.4 будут очень заметными. А расходы по этой статье с экономической точки зрения теперь становятся обоснованными.
На текущий момент в ТК внесены поправки, которые очень наглядно дифференцируют зависимость компенсаций, связанных с вредными условиями, влияющими на работника в ходе выполнения им назначенных должностных обязанностей. Работник, который трудится в опасных условиях, получает максимальный объем компенсаций и льгот. Они призваны сократить интенсивность влияния, которое они оказывают на его здоровье, самочувствие и работоспособность. По мере улучшения условий объем обязательных компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, снижается. При этом работодатель может устанавливать для сотрудников дополнительные меры поддержки в пределах ресурсов и в соответствии с локальными нормативными актами предприятия.
Опасный | 4 | + правонасокращенную продолжительностьрабочейнедели (ст. 92ТКРФ) |
Вредный | 3.4 | |
3.3 | ||
3.2 | + право на дополнительный отпуск,размеромнеменее 7 календарныхдней (ст. 117 ТКРФ) | |
3.1 | Право на оплату труда в повышенном размере (ст. 147 ТКРФ) | |
Допустимый | 2 | Гарантиии компенсации не предоставляются |
Оптимальный | 1 | Гарантиии компенсации не предоставляются |
Эти положения, совместно с возможностью сократить отчисления в ПФР, послужат для грамотного руководителя мотивацией для улучшений параметров рабочих мест сотрудников на своем предприятии. Кроме этого работодатель, который провел СОУТ, вправе рассчитывать на возврат средств, затраченных на проведение СОУТ и другие меры, принимаемые для улучшения условий для рабочего коллектива, в размере до 20% расходов по линии ФСС.
Декларация соответствия условий труда
Еще одна возможность для работодателя снизить расходы на процедуру СОУТ – это декларирование соответствия условий работы действующим нормам в области безопасности работ. Декларирование будет возможно в отношении рабочих мест, на которых проведена проверка условий труда и по ее результатам вредные и (или) опасные производственные факторы не обнаружены. Для данных рабочих мест работодателем подается декларация соответствия условий работы государственным нормам безопасности при выполнении работниками должностных обязанностей по месту своей регистрации — например, в Москве или Краснодаре. Эта документация по результатам СОУТ направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выполнение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов.
Ранее срок действия декларации СОУТ о выявлении только рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями по результатам оценки составлял пять лет. Правда, он продлевался автоматически по истечении этого срока, если за этот период на предприятии не было серьезных происшествий – например, несчастных случаев. Однако недавно в закон, регулирующий проведение специальной оценки условий труда, были внесены еще более полезные для работодателей изменения. Теперь срок действия декларации по СОУТ не ограничен – до тех пор, пока в компании не случится какого-то неприятного происшествия, скажем, выявления нарушений государственных требований безопасности условий труда при визите Государственной трудовой инспекции.
В законе прописаны случаи прекращения действия декларации и организации внеплановой спецоценки:
- с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята эта декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
- у работника, в отношении которого принята эта декларация, обнаружено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Для рабочих мест с вредными или опасными условиями такие послабления не предполагаются, а срок действия документации по СОУТ составляет пять лет: после окончания этого срока работодателю потребуется снова проводить спецоценку.
Результаты специальной оценки условий труда очень полно отражают степень защищенности работников. В конечном счете это позволяет предотвратить наступление опасных последствий и принять меры для сохранения здоровья и трудоспособности своих сотрудников. Инвестиции в предотвращение несчастных случаев в развитых странах уже привели к серьезным социальным и финансовым выгодам. Стоимость вложений в предотвращение рисков окупается в среднем более чем двукратно.
Цены на соут
Количество рабочих мест в организации | Стоимость проведения СОУТ на 1 рабочем месте, в зависимости от вида. | |
Офисное | Производство | |
от 1 до 5 | 2500 руб. | от 2800 руб. |
от 5 до 10 | 2000 руб. | от 2300 руб. |
от 10 до 30 | 1500 руб. | от 1800 руб. |
от 30 до 50 | 1200 руб. | от 1400 руб. |
от 50 | Индивидуальные условия | |
* Приведенная стоимость не является точной. Индивидуальные условия выполнения СОУТ обсуждаются с заказчиком. У нас применяются сезонные скидки от итоговой цены. Наши офисы работают в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. |
Если вопрос выполнения специальной оценки условий труда актуален для Вас, предлагаем пошаговый алгоритм действий.
- Ознакомление с основами процедуры проведения СОУТ.
- Подготовка списка рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда.
- Чтобы начать работу, главное, что нужно определить, так это с объемами (количеством) рабочих мест, которые требуется подвергнуть спецоценке. ООО "Охрана. Безопасность" достаточно получить от Вас штатное расписание или перечень рабочих мест в свободной форме. В рамках последующей консультации мы сможем конкретно обсудить все аспекты выполнения СОУТ и специфику деятельности Вашего предприятия. Для упрощения дальнейшей работы, предлагаем форму заявки на проведение специальной оценки условий труда. Если Вам сложно самим заполнить графы, или у Вас возникнут любые вопросы, связанные со сферой нашей деятельности, наши эксперты с радостью проконсультируют Вас.
- Выбор уполномоченной организации, которая вправе выполнять работы по специальной оценке условий труда.
ООО "Охрана. Безопасность" полностью отвечает нормативам, действующим для организаций, проводящий специальную оценку условий труда. Мы работаем в области услуг для малого, среднего и крупного бизнеса уже 10 лет и постоянно проводим внутрилабораторный контроль качества, обучаем и повышаем квалификацию наших экспертов, модернизируем лабораторное оборудование. Это обеспечивает гарантию качества выполняемой работы и высокий уровень удобства для наших клиентов. Ждем Ваших заявок на проведение работ по СОУТ посредством электронной почты или факса. Наши полные контактные данные, Вы можете найти здесь.
- Рассмотрение формы договора, согласование порядка оплаты и сроков выполнения работ.
- Если после всех согласований, консультаций и обсуждений Вы приняли решение сотрудничать с ООО "Охрана. Безопасность", предлагаем Вам ознакомиться с шаблоном договора на проведение СОУТ.
- Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда и издание Приказа о создании Комиссии и начале проведения специальной оценки.
- При проведении специальной оценки условий труда в комиссию включаются только представители работодателя, количество членов комиссии должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Предлагаем Вам скачать шаблон приказа о создании комиссии и проведении работ по СОУТ!
- Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
- К Вам на предприятие выезжает наш специалист-эксперт для работы по идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах. Наши эксперты, в соответствии с законодательством, имеют высшее образование, стаж работы более 3 лет и обучены по программе подготовки экспертов в объеме 72 часов. Эксперт определяет, на каких рабочих местах отсутствуют вредные факторы (эти рабочие места подлежат декларированию), а на каких рабочих местах необходимо провести замеры. Результаты таких измерений передаются в Испытательную лабораторию для обработки. Для того, чтобы подготовить Отчет по специальной оценке, необходима большая совместная работа как Заказчика, так и Исполнителя. Кроме этого, Заказчику предстоит подготовить ряд необходимых документов, касающихся охраны труда на предприятии, без которых невозможно составить Отчет. Предлагаем Вам ознакомиться с перечнем документов и информации, необходимой к предоставлению от работодателя.
- Оформление результатов.
После всех осмотров, исследований и замеров эксперты организации подготавливают отчет о специальной оценке. Отчет подписывают все члены комиссии, а председатель его утверждает. Если один из членов комиссии не согласен с результатами спецоценки, он может письменно мотивировать свое несогласие. Это мнение прилагается к отчету по СОУТ. В течение месяца с момента утверждения отчета с результатами оценки должны ознакомиться все работники. Если у компании есть официальный сайт, то также в течение месяца результаты спецоценки необходимо выложить и на сайте: какие классы условий труда установлены, какие меры выполняются для их улучшения. Если у Вас все еще остались какие-то вопросы, которые связаны с процедурой выполнения специальной оценки условий труда, пожалуйста, звоните или пишите нам! А чтобы постоянно быть в курсе готовящихся или уже вступивших в силу нововведений, а также любых тонкостей действующего законодательства, обратитесь к сотрудникам компании «Охрана.Безопасность». Наши эксперты регулярно выполняют мониторинг, позволяющий отслеживать изменения российской нормативно-правовой базы. Благодаря этому мы оказываем клиентам услуги с профессиональной оперативностью и качеством.
Нормативные документы по специальной оценке условий труда (материалы для скачивания)
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"
- Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда""
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"
- Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, на которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей"
- Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и отмене некоторых актов Правительства Российской Федерации"
- Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".Зарегистрирован в Минюсте 21 марта 2014, № 31689
- Методика проведения специальной оценки условий труда согласно приложению № 1;
- Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению № 2;
- Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 3;
- Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 4;
- Приложения к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России;
- Приказ Минтруда России №32н от 24 января 2014 г. "Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда"
- Приложение к Приказу Минтруда России №32н от 24 января 2014 г. "Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда"
- Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка аттестации лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда»
- Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка аттестации лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда»
- Приказ Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г. "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
- Приложение №1 к приказу Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г.
- Приложение №2 к приказу Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г.
- Приложение №3 к приказу Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г.
- Проект Приказа "Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты"
- Проект приказа "Об утверждении Порядка проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда"
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда"
- Постановление Правительства РФ №614 от 3 июля 2014 г. «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»
- Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования.
- Приказ Минтруда России №412н от 24 июня 2014г. "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда"