Лицензия на обращение с медицинскими отходами

Заказать услугу
Обратный звонок

Медицинские отходы зачастую представляют источник повышенного риска для здоровья граждан, а также благополучия окружающей среды. В таких ситуациях обращение с ними относят к категории видов деятельности, требующих получения специального разрешения. Однако оно необходимо далеко не всегда: конкретные требования к порядку выполнения таких работ четко определены действующим законодательством.

Нормативная база

Порядок выполнения работ в области обращения с побочными продуктами медицинского характера урегулирован несколькими основными правовыми актами. Их список включает:

  • федеральный закон от 4 мая 2011 года, устанавливающий общие правила лицензирования в нашем государстве;
  • федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, посвященный вопросам охраны здоровья граждан;
  • федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ об обращении с отходами производства и потребления;
  • постановление Правительства от 04.07.2012 № 681, содержащее порядок осуществления классификации медицинских отходов;
  • приказ Минприроды от 4 декабря 2014 года N 536, устанавливающий правила классификации побочных продуктов;
  • постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290, определяющее правила, в соответствии с которыми заявителю выдается лицензия на медицинские отходы;
  • другие правовые акты.

В условиях сложной эпидемиологической ситуации медицинская отрасль быстро развивается. Поэтому происходит изменение характеристик образующихся отходов. Соответствующим образом изменяется и действующее законодательство в этой сфере. Так, например, еще недавно порядок, в соответствии с которым выдается лицензия на перевозку медицинских отходов или другие операции с этими продуктами, регулировался положениями постановления Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062. Однако с 1 января 2021 года в связи с реализацией проекта регуляторной гильотины в России действие этого правового документа было отменено. Теперь вместо него в этой области применяется постановление № 2290.

Виды отходов, требующие лицензирования

Как уже было отмечено, лицензия на вывоз медицинских отходов и другие операции с ними требуется не во всех ситуациях. Чтобы понять, нужна ли она в конкретном случае, необходимо выяснить, к какой категории принадлежат продукты, с которыми собирается работать компания. В соответствии с постановлением № 681 побочные продукты медицинского характера делятся на следующие пять категорий:

  • А – неопасные, в которых полностью отсутствуют какие-либо возбудители инфекций;
  • Б – умеренно опасные, которые образовались после контакта с биологическими жидкостями пациентов или микроорганизмами, принадлежащими к 3 или 4 группе патогенности;
  • В – достаточно опасные, которые образовались после контакта с микроорганизмами, принадлежащими к 1 или 2 группе паготенности;
  • Г – опасные, то есть отходы с содержанием токсических веществ или соединений разной природы. Например, к ним относятся остатки фармацевтических продуктов, просроченные медикаменты, дезинфицирующие вещества с истекшим сроком годности, а также продукты, имеющие в составе ртуть или ее соединения;
  • Д – чрезвычайно опасные, в составе которых имеются радионуклиды.

Наличие условия о получении особого разрешения на работу с ними требуется только для медицинских отходов, которые в соответствии с описанной классификацией относятся к классу Г. Это значит, что, например, лицензия на утилизацию медицинских отходов класса Б оператору не требуется. Для продуктов, принадлежащих к классу Д, предусмотрена выдача особого разрешения, порядок которой не регламентируется положениями постановления № 2290.

В дополнение к этому стоит отметить, что прежде, чем принимать решение о подаче лицензионной заявки, нужно проконтролировать класс отходов в соответствии с методикой, введенной приказом Минприроды № 536. Этот нормативный акт указывает, что все категории побочных продуктов делятся на пять классов – от I, наиболее опасного, до V, наименее опасного. Получение разрешения требуется для работы с продуктами всех классов, кроме V.

Это условие касается и медицинских отходов. Итак, можно заключить, что получать лицензию потребуется компании, которая собирается работать с медицинскими отходами категории Г, отнесенными к I-IV классам опасности. Для работы с другими типами медицинских побочных продуктов такое разрешение не требуется.

Виды работ, требующие лицензирования

В соответствии с частью 30 статьи 12 федерального закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит большая часть видов деятельности, связанной с обращением отходов медицинского характера. К ним относятся:

  • сбор;
  • перевозка;
  • хранение;
  • размещение;
  • обезвреживание;
  • утилизация таких продуктов.

Правила выполнения таких работ устанавливаются положениями санитарных норм и правил СанПиН 2.1.3684-2, утвержденных постановлением главного государственного санврача от 28 января 2021 года N 3.

Лицензионные требования

Выдача лицензий на обработку и другие операции с медицинскими отходами осуществляется в заявительном порядке. Проверкой заявок и оформлением разрешений в соответствии с действующим законодательством занимается Росприроднадзор. Он выдает лицензии только тем заявителям, которые в полной мере соответствуют лицензионным требованиям, зафиксированным в пункте 3 положения, утвержденного постановлением № 2290.

Эти требования серьезно дифференцируются в зависимости от того, каким конкретно видом деятельности собирается заниматься компания. Так, например, для перевозки отходов ей необходимо иметь специальные транспортные средства, оборудованные особыми предупредительными знаками, а для размещения таких продуктов – объекты, отвечающие действующим нормативам. При этом в большей части ситуаций заявителю необходимо иметь в штате компании сотрудников, которые прошли профессиональную подготовку для работы с отходами I-IV классов опасности.

Порядок выдачи лицензий

Лицензия на утилизацию медицинских отходов класса Г выдается заявителю в результате последовательного прохождения им этапов следующего алгоритма.

  1. Проверка компании на соответствие лицензионным требованиям, сформулированным в пункте 3 положения, утвержденного постановлением № 2290.
  2. Сбор и оформление необходимых документов, которые подтверждают выполнение установленных требований.
  3. Составление заявления установленного образца на выдачу лицензии.
  4. Оплата государственной пошлины за получение соответствующей услуги в размере 7,5 тысяч рублей.
  5. Подача заявления с пакетом сопроводительной документации в территориальный орган Росприроднадзора по месту работы компании.
  6. Ожидание результатов рассмотрения контролирующим ведомством лицензионной заявки. В соответствии с действующим законодательством на это ему отводится срок, не превышающий 45 рабочих дней.
  7. В случае положительного решения – получение лицензии.

Однако этот простой на первый взгляд процесс таит в себе много деталей. Несоблюдение установленных требований может привести к возврату заявки на доработку или даже отказу в выдаче лицензии.

Подача заявки

Чтобы минимизировать риск такого негативного сценария, мы рекомендуем сразу обратиться к сотрудникам специализированного центра «Охрана. Безопасность». Наши специалисты имеют большой опыт сопровождения лицензионных заявок в Росприроднадзоре и досконально знают правила оформления необходимой документации, а также порядок подачи заявлений и сопроводительного пакета. Благодаря этому наши клиенты получают разрешения на работу с медицинскими отходами с первого раза.

Помимо помощи в сборе и оформлении документов, мы проконтролируем процесс обработки Вашей заявки на всех этапах, включая соблюдение ведомством установленных сроков ее рассмотрения. После вынесения положительного решения мы проверим правильность оформления лицензии, а также внесение сведений о ней в Единый государственный реестр: ведь это будет обязательным условием законной работы на этом рынке. Благодаря этому Вы сможете быть уверены, что Ваша компания полностью отвечает установленным нормативам и без проблем пройдет любую проверку со стороны контролирующих органов.