Получение лицензии на обращение с отходами

Заказать услугу
Обратный звонок

Отходы, которые образуются в ходе работы производственных предприятий или повседневной жизнедеятельности граждан, могут представлять серьезную опасность для здоровья людей и благополучия окружающей среды. Поэтому в отдельных случаях деятельность по обращению с ними регулируется особым образом: чтобы заниматься выполнением работ, связанных с обращением с такими материалами, требуется получать специальное разрешение. Однако это необходимо не во всех ситуациях.

Нормативная база

Порядок осуществления деятельности в сфере обращения с отходами регулируется рядом нормативных актов федерального уровня. В список основных таких документов входят:

  • федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, определяющий общие правила лицензирования в нашей стране;
  • федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, устанавливающий принципы государственной политики в области обращения отходов производства и потребления;
  • приказ Минприроды от 4 декабря 2014 года N 536, содержащий порядок классификации таких продуктов;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 года № 2290, в соответствии с которым оформляется лицензия на опасные отходы при соблюдении действующих требований;
  • другие правовые акты.

При этом важно учитывать, что государственные требования в этой области постоянно меняются и редактируются, чтобы обеспечить их соответствие текущей ситуации и ужесточающимся нормам в области охраны окружающей среды и здоровья граждан. В последний раз это произошло совсем недавно: в России был реализован масштабный проект регуляторной гильотины, в рамках которого пересмотру и упразднению подверглись все нормативные акты, содержащие избыточные, дублирующиеся или противоречивые требования.

Реализация этого проекта коснулась и области обращения с отходами. Ранее правила, в соответствии с которыми выполнялось лицензирование деятельности по обращению с отходами, устанавливались постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062. Однако с 1 января 2021 года действие этого нормативного документа было отменено. Теперь такие правила определены постановлением № 2290.

Но и это постановление в соответствии с новыми принципами государственной политики получило ограниченный срок действия: он закончится 31 декабря 2026 года. К этой дате Правительством будет принято новое постановление, отражающее актуальную ситуацию в рассматриваемой сфере. Такое правило введено для обеспечения своевременного пересмотра действующей правовой базы.

Классы опасности

Как упоминалось выше, не все побочные продукты производства и потребления требуют особого порядка обращения с ними, то есть в некоторых ситуациях получение лицензии на отходы оператору не требуется. Чтобы понять, нужна ли лицензия на размещение отходов или выполнение другие работ в конкретной ситуации, следует выяснить, с какими видами продуктов будет работать компания. В соответствии с приказом № 536 все они делятся на следующие классы опасности:

  • I – чрезвычайно опасные;
  • II – высокоопасные;
  • III – умеренно опасные;
  • IV – малоопасные;
  • V – практически неопасные.

Лицензия на переработку отходов или другие виды деятельности требуется в случае, если организация собирается работать с отходами, принадлежащими к классу опасности с I по IV. В этой ситуации ей обязательно нужно получить лицензию на отходы. Если род ее деятельности связан с неопасными продуктами, то получение такого разрешения необязательно, поскольку в соответствии с действующим законодательством лицензия на отходы 5 класса опасности не требуется.

Лицензирование отходов: общие правила

Лицензия на отходы 1-4 класса опасности оформляется в заявительном порядке. В роли государственного органа, который занимается рассмотрением лицензионных заявок и оформлением разрешительных документов по результатам такого рассмотрения, выступает Росприроднадзор. Это ведомство принимает заявки как от юридических лиц, так и от индивидуальных предпринимателей: каких-то ограничений по части организационно-правовой формы заявителя действующим законодательством не установлено.

Алгоритм получения лицензии

Правила, в соответствии с которыми заявителю может быть выдана лицензия на сортировку отходов или другие виды деятельности, определены положениями постановления № 2290. В соответствии с этим нормативным актом лицензирование деятельности по утилизации отходов предполагает последовательное прохождение заявителем следующих шагов.

  1. Самостоятельная проверка компании на соответствие лицензионным требованиям с учетом профиля работы.
  2. Оформление и сбор необходимых документов, которые подтверждают выполнение установленных законом требований.
  3. Подготовка заявления на выдачу лицензии с использованием определенного образца.
  4. Оплата государственной пошлины в размере, определенном положениями действующего Налогового кодекса РФ.
  5. Подача заявления и пакета сопроводительной документации в территориальный орган Росприроднадзора в соответствии с местом работы компании.
  6. Ожидание результатов рассмотрения лицензионной заявки. По установленным правилам максимальный срок, отведенный ответственному ведомству на эту процедуру, составляет 45 рабочих дней.
  7. В случае принятия лицензирующим ведомством положительного решения – получение разрешительного документа и проверка правильности его заполнения.

Нужно помнить, что каждая лицензия на деятельность по сбору отходов или другие работы в этой сфере должна быть отражена в Едином государственном реестре. Компания считается допущенной к выполнению работ в выбранной области только после того, как информация о выданном ей разрешении появилась в этой информационной базе. Она опубликована в открытом доступе на сайте Роспотребнадзора, поэтому любое заинтересованное лицо может в нужный момент проверить, имеет ли организация действующее разрешение.

Лицензируемые виды работ

Общие правила лицензирования в нашей стране определяются федеральным законом № 99-ФЗ. Согласно статье 12 этого нормативного документа лицензия на отходы в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом городе России выдается по одинаковым правилам и требуется в случае, если компания собирается заниматься:

  • сбором;
  • размещением;
  • хранением;
  • перевозкой;
  • обезвреживанием;
  • обработкой;
  • утилизацией отходов.

Напомним, условие о получении обязательного разрешения на такие работы действует, если компания будет обрабатывать отходы I-IV классов опасности. Для продуктов V класса такое разрешение не нужно. Кроме этого, из состава этого правила есть еще одно исключение. Организации не нужно получать лицензию, если она собирается временно размещать отходы на какой-то площадке – то есть на срок, не превышающий 11 месяцев.

Лицензионные требования

Характер лицензионных требований к соискателю в значительной степени определяется видом работ, которым он собирается заниматься: лицензия на обезвреживание отходов и лицензия на утилизацию отходов требуют выполнения совсем разных нормативов. Это оправданно: ведь для безопасного и эффективного выполнения, например, этих видов работ требуется разное оборудование, инструменты и т.д.

Однако во всех этих случаях существует одно общее требование: соискатель лицензии обязан иметь в штате организации сотрудников, которые прошли профильную подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности. Такое условие введено законодательством, поскольку все лицензируемые виды работ требуют участия людей, а они обязаны иметь требуемый уровень знаний, чтобы обеспечить собственную безопасность, а также безопасность коллег, людей, живущих поблизости от места работы организации, и окружающей среды. Конкретный список лицензионных требований, которым обязаны удовлетворять соискатели в рамках каждого отдельного направления, определен пунктом 3 положения, утвержденного постановлением № 2290. Соответствие этим требованиям нужно подтвердить документами установленного образца: в противном случае Росприроднадзор вернет лицензионную заявку на доработку, которая, конечно, потребует времени.

Цена лицензии на отходы

Оформление разрешения на работу с отходами I-IV классов опасности – это государственная услуга, которая предоставляется заявителям на платной основе. Поэтому за ее предоставление соискателю необходимо оплатить государственную пошлину в размере, установленном статьей 333.33 действующего Налогового кодекса РФ. Согласно этому разделу нормативного акта размер госпошлины за оформление лицензии в этой ситуации составляет 7500 рублей. Факт оплаты госпошлины должен подтверждаться квитанцией: ее стоит включить в состав пакета документов, прилагаемых к лицензионной заявке. Однако если заявитель этого не сделает, ведомство само запросит сведения об уплате госпошлины в рамках межведомственного взаимодействия.

При этом нужно учитывать, что правом выдачи официальных разрешений на работу с отходами в соответствии с российским законодательством наделен только Росприроднадзор. А он выдает такие документы по результатам тщательного контроля соответствия заявителя действующим лицензионным требованиям. Это действительно долгая и сложная процедура, однако тем, кто собирается работать в этой отрасли, необходимо ее пройти: просто купить лицензию на отходы нельзя. Компанию, которая рискнет пойти на этот шаг, ждут крупные неприятности: от серьезных денежных штрафов до остановки деятельности. Ведь такая ситуация интерпретируется действующим Кодексом об административных правонарушениях как работа без лицензии в случае, когда она необходима, а это – серьезный проступок.

Получение разрешения

Приведенные правила и условия получения лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности ясно дают понять, что самостоятельно выполнить все эти нормативы сложно – особенно компании, которая делает это в первый раз. В таких обстоятельствах вероятными становятся ошибки в оформлении документов, составлении сопроводительного пакета, подготовке заявления, а также при подаче заявки в лицензирующее ведомство. Это, конечно, приведет к возвращению заявки на доработку, а значит – непродуктивным потерям времени. В особенно серьезных случаях ведомство может отказать в выдаче лицензии.

Чтобы избежать такого неблагоприятного сценария, мы рекомендуем сразу обратиться с этим вопросом к сотрудникам специализированного центра «Охрана. Безопасность». Наши специалисты имеют огромный опыт сопровождения лицензионных заявок в Роспотребнадзоре и досконально знают все нюансы требований работников этого ведомства. Это дает нам возможность с первого раза безошибочно составлять нужные документы и минимизировать сроки их обработки. В результате наши клиенты оперативно получают разрешения на ведение деятельности и приступают к работе, пока конкуренты корпят над исправлением допущенных ошибок.

Кроме этого, наши сотрудники тщательно отслеживают все изменения в действующем законодательстве, касающиеся вопросов лицензирования обращения с отходами. Благодаря этому мы оперативно корректируем регламент подачи и сопровождения заявлений, обеспечивая отсутствие проблем при взаимодействии с лицензирующим органом. Вы сможете сконцентрироваться на Вашем бизнесе, а всми организационными и бюрократическими сложностями, связанными с обеспечением законных оснований для его работы, займутся сотрудники специализированного центра «Охрана. Безопасность»!