Организация, проводящая СОУТ: обязательные законодательные нормативы

Правила выполнения специальной оценки условий труда в России регулируются положениями федерального закона № 426-ФЗ. Этот нормативный документ устанавливает, что эта процедура становится обязательной для большинства работодателей, определяет порядок отбора членов комиссии по СОУТ и правила, связанные с организацией оценки. При этом самостоятельно проводить ее работодатели не имеют права. Это требование введено специально, чтобы избежать искажений информации со стороны работодателей: например, попыток выдать вредные условия труда за допустимые. Для выполнения оценки работодателям необходимо привлекать уполномоченную компанию, которая отвечает конкретным условиям. 

Экспертные учреждения и правила специальной оценки условий труда  

Основные условия, которым обязана отвечать организация, проводящая оценку условий труда, зафиксированы в статье 19 426-ФЗ. Они включают следующие позиции:  

  • выполнение СОУТ стало для этой компании основным или одним из ключевых типов работ. Это зафиксировано в уставных документах, разработанных организацией;
  • на предприятии работают не менее пяти специалистов с подтвержденным статусом эксперта по выполнению оценки, который зафиксирован сертификатом установленного образца. Эти работники должны быть штатными сотрудниками, то есть работать по трудовому договору, а не, например, договору гражданско-правового характера. При этом хотя бы один из этих сотрудников обязан иметь профильное высшее образование, то есть закончить образовательное учреждение по одной из следующих специальностей: общая гигиена, гигиена труда или выполнение санитарных и гигиенических лабораторных исследований;
  • наличие в компании профильного лабораторного подразделения, которое оснащено необходимой аппаратурой и техникой для выполнения нужных замеров в рамках процедуры специальной оценки условий труда. Такая лаборатория обязана иметь статус аккредитованной согласно действующим правилам. При этом областью ее аккредитации должно быть именно выполнение замеров вредоносных факторов, действующих на человека на его рабочем месте при выполнении должностных обязанностей.

Выполнение всех приведенных условий обязательно для получения уполномоченной компанией права выполнять оценку условий труда на предприятии.

Список требований для экспертов 

Специалист может быть принят на работу в организацию, проводящую оценку условий труда персонала, в качестве эксперта, если он прошел процедуру аттестации на право выполнения таких работ и имеет официальный сертификат, подтверждающий ее прохождение. Такое условие зафиксировано в статье 20 федерального закона № 426-ФЗ. Правила, связанные с организацией такой аттестации, установлены постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614. Условия для экспертов, занимающихся специальной оценкой, включают следующие пункты:  

  • наличие образования высшего профессионального уровня;
  • наличие дополнительного образования, в ходе получения которого эксперт изучал вопросы выполнения спецоценки в объеме, составляющем не менее 72 часов;
  • опыт практической работы по выполнению оценки условий труда длительностью не меньше трех лет. В состав такого опыта засчитывается не только работа, связанная с организацией оценки, но также и труд по проведению аттестации рабочих мест.

Если специалист подтверждает соответствие всем приведенным параметрам, ему выдается аттестат, оформленный в соответствии с действующими правилами. Ранее они определялись приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 32н. Однако с 1 марта 2022 года этот нормативный акт прекратил свое действие. Сейчас форма сертификата эксперта и правила оформления такой документации регулируются положениями приказа Минтруда от 22 октября 2021 года N 757н. 

Список требований для лабораторий 

Одним из базовых условий, которым обязана отвечать лаборатория предприятия, претендующего на право выполнения СОУТ, становится профильная область аккредитации – то есть выполнение замеров вредоносных факторов производства, имеющих место на рабочих местах. При этом положения статьи 19 426-ФЗ разрешают лаборатории получить такую аккредитацию, даже если она сама не имеет требуемого оснащения или оборудования для исполнения таких замеров. В этой ситуации она вправе привлечь к выполнению нужных работ другую аккредитованную организацию, проводящую оценку, которая располагает нужной техникой. Привлечение исполнителя к решению текущих задач производится по договору подряда.  

Внесение в реестр

Контроль работы организаций, выполняющих специальную оценку, осуществляется Минтрудом. Это же ведомство ведет особые реестры, которые необходимы для фиксации сведений о субъектах, действующих на рынке услуг выполнения оценки. В список таких информационных баз входят два реестра:  

  • реестр компаний, в котором отражаются сведения обо всех организациях, наделенных правом выполнять СОУТ. Включение в этот реестр становится основным условием для легитимной работы в этом сегменте. Право оказывать услуги и заключать договоры на их предоставление у предприятия появляется с момента внесения в реестр. Порядок ведения этой базы зафиксирован в постановлении Правительства РФ от 30.06.2014 N 599;
  • реестр экспертов, которые в установленном порядке прошли процедуру аттестации и получили сертификат, дающий им легитимное право на выполнение профильных работ. Напомним, наличие в штате требуемого количества сертифицированных экспертов становится важным условием предоставления права проводить эти работы уполномоченной организацией. Правила ведения этого реестра прописаны в приказе Минтруда № 757н.

Внесение в реестр выполняется на заявительной основе. Заявитель обращается в профильное ведомство с пакетом документов, подтверждающим его соответствие действующим критериям. Например, компания, претендующая на право выполнения СОУТ, передает документы в Минтруд: это можно сделать как электронным способом, так и в обычном бумажном виде. Ведомство рассматривает поступившую заявку в течение 20 рабочих дней, а затем выносит решение о внесении в реестр либо отказе. В случае положительного решения организация вносится в базу в течение 3 рабочих дней с момента его принятия.

Оба реестра размещаются в открытом доступе на официальном портале Министерства труда. Это позволяет любым заинтересованным лицам получить доступ к этой информации в режиме реального времени. Например, это могут быть потенциальные заказчики работ по выполнению СОУТ, которые хотят убедиться, что исполнитель имеет законное право их предоставлять. Работодателю, который планирует обратиться в конкретную компанию для проведения необходимых работ по спецоценке, придется проверить присутствие этой организации в реестре Минтруда. Если по результатам работ окажется, что компания не была внесена в реестр и не имела права проводить оценку, ее результаты будут признаны недействительными, и работодателю придется организовывать процедуру заново, тратя на это значительные ресурсы и ставя компанию под угрозу применения санкций со стороны контролирующих государственных органов. 

Независимость исполнителей

Действуюющие правила выполнения СОУТ содержат еще одно важное условие, которое призвано гарантировать объективность результатов выполнения этой процедуры. Речь идет о независимости исполнителей, под которыми понимаются как сама организация, проводящая СОУТ, так и эксперты, непосредственно занятые организацией измерений.  

Общий принцип реализации этого условия прописан в части 4 статьи 22 426-ФЗ. В этом разделе нормативного документа говорится, что в своей работе компании и эксперты обязаны руководствоваться требованиями действующего законодательства в этой области, включая Трудовой кодекс, закон 426-ФЗ, приказ Минтруда № 33н и другие нормативные документы, которые устанавливают правила и критерии качества, связанные с организацией работ в этой области. При этом исполнители не вправе выполнять действия, которые могут стать причиной конфликта интересов, преследуемых сторонами. Это касается любых этапов выполнения работ, в том числе и той стадии, на которой производится заключение договора на выполнение работ по СОУТ.  

В части 2 этой же статьи раскрываются возможные ситуации, которые могут стать причиной такого конфликта интересов, например, случаи, когда оценка проводится:  

  • работниками государственных органов, должностные обязанности которых предполагают организацию контроля и надзора за данным направлением работ;
  • предприятиями, которые являются аффилированными с заказчиком услуг или связаны иными обстоятельствами, обусловливающими взаимную зависимость рассматриваемых лиц;
  • компаниями, руководители которых состоят в близких родственных отношениях с руководством заказчика услуг;
  • экспертами, которые пребывают в родстве с руководством заказчика;
  • экспертами, которые состоят в трудовых отношениях с заказчиком услуг по выполнению СОУТ.

Необходимость введения этого принципа была основана на том, что наличие конфликта интересов, связанных с организацией оценки, может стать причиной необъективных результатов, вследствие чего будут ущемлены права работников предприятия.  

Оставьте комментарий