СОУТ водителя автомобиля

Выполнение оценки условий труда сейчас обязательно для всех рабочих мест вне зависимости от их характера. Единственное исключение, предусмотренное статьей 3 закона № 426-ФЗ, включает места работы надомных и удаленных сотрудников. При этом позиции работников с разъездным, сезонным и иным характером работы, предполагающим использование автомобиля, наравне с другими подлежат проведению проверки.

Общие правила выполнения спецоценки определены положениями закона № 426-ФЗ, а также отдельным приказом Минтруда № 33н, который содержит действующую методику этой процедуры. Однако в отношении отдельных категорий рабочих мест, характеризующихся, например, повышенным риском для работника, сложными условиями и так далее, может быть введен особый порядок выполнения СОУТ. Соблюдать его обязаны все работодатели, включая тех, у которых трудятся водители автомобилей разных типов.

Общие правила выполнения спецоценки

Общие правила выполнения СОУТ, установленные федеральным законом № 426-ФЗ, одинаковы для всех категорий работодателей. Стандартный порядок организации работ предполагает последовательную реализацию следующих шагов:

  • работодатель создает в организации комиссию по СОУТ для определения списка рабочих мест, подлежащих оценке, и выбирает исполнителя работ;
  • после подписания договора исполнитель согласовывает с работодателем график выполнения работ и приступает к их реализации;
  • специалистами уполномоченной организации проводится идентификация наличия вредных и опасных факторов на позициях работников;
  • в случае, если такие факторы обнаружены, проводится измерение степени интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных замеров исполнителем составляется отчет, который передается на утверждение работодателю;
  • после согласования отчета стороны выполняют необходимые процедуры, предусмотренные законодательством, включая информирование сотрудников об условиях работы, публикацию результатов проверки на сайте организации и проч.

При этом работодатели, в штате которых есть водители машин разных типов, помимо стандартных правил, обязаны выполнять особые условия, предусмотренные для выполнения спецоценки для этой категории рабочих мест.

Выполнение оценки условий труда водителей

Список категорий работников, в отношении мест которых применяются особые правила выполнения спецоценки, определен постановлением Правительства от 14 апреля 2014 г. N 290. Этот нормативный документ содержит четкое указание на несколько профессий и специальностей, для которых должны быть сформированы отдельные правовые акты, устанавливающие порядок организации СОУТ. Водители разных видов транспорта упоминаются пункте 14 приведенного постановления: этот нормативный акт применяется к водителям внутригородского пассажирского транспорта наземного типа. Это значит, что процедура спецоценки для остальных представителей этой профессии, не исключая специальную оценку условий труда водителей грузовиков, проводится по особым правилам. В соответствии с указаниями, содержащимися в этом нормативном акте, для данной категории рабочих мест требования к выполнению СОУТ устанавливаются уполномоченным органом федеральной исполнительной власти. В этой ситуации в такой роли выступает Министерство труда и занятости.

В результате к водителям внутригородского пассажирского транспорта применяется отдельный приказ Минтруда от 30 июня 2017 г. № 543н, который содержит дополнительные правила выполнения СОУТ. В сравнении со стандартной процедурой, например, проведением СОУТ водителя погрузчика, процесс спецоценки рабочих мест лиц, управляющих наземным пассажирским транспортом, характеризуется следующими особенностями:

  • работодатели, которые эксплуатируют одинаковые транспортные средства в пределах одного населенного пункта, могут объединяться для выполнения СОУТ. В этом случае они могут признавать рабочие места, подлежащие спецоценке, идентичными с применением критериев, прописанных в части 6 статьи 9 закона № 426-ФЗ, и создавать общую комиссию для этих целей и составления списка позиций, подлежащих оценке;
  • выполнение необходимых замеров и других служебных процедур производится во время особого рейса, в котором участвуют сотрудники уполномоченной организации, производящей спецоценку. Правила выполнения такого рейса устанавливаются работодателем и фиксируются комиссией по СОУТ;
  • при организации измерений и других служебных процедур запрещается применение приборов и аппаратуры, содержащих опасные вещества и элементы, включая ртуть, токсичные и летучие соединения и проч.;
  • в случае, если в транспортном средстве, которым управляет водитель, отсутствуют инструменты для регулирования температуры в салоне, то степень вредности условий для этой позиции повышается на одну ступень;
  • по отношению к водителям наземного транспорта, выполняющего перевозку пассажиров, применяются особые правила. Степень вредности условий, в которых выполняется их труд, повышается на одну ступень в сравнении с результатами измерений в связи с повышенным уровнем ответственности и психологической нагрузки при осуществлении работ. В соответствии с положениями приказа № 543н, этот подход обусловливается такими факторами как дефицит времени на принятие решений, высокая значимость потенциальной ошибки при их принятии и проч.

Поручать работы по спецоценке в соответствии с действующим законодательством можно только уполномоченным центрам, которые внесены в особый реестр Минтруда. При этом перечисленные правила должны учитываться любой организацией, которая привлекается к выполнению СОУТ на таком предприятии. Таким образом, проводить спецоценку на рабочих местах, где трудятся водители наземного внутригородского общественного транспорта, могут только компании, имеющие в штате подготовленных экспертов и необходимое оборудование для выполнения таких работ.

Правила проведения измерений

Выполнение измерений вредоносного воздействия на рабочих местах водителей производится с учетом положений статьи 13 закона № 426-ФЗ, который содержит общий список факторов, подлежащих замерам. Контроль степени интенсивности их влияния и последующее определение класса условий производится с применением методики, зафиксированной в приказе № 33н. При этом часть 5 приказа № 543н уточняет, что для водителя пассажирского транспорта наземного типа измерению подлежат следующие факторы:

  • уровень шума;
  • характер воздействия виброакустических факторов;
  • характеристики микроклимата;
  • степень тяжести работы;
  • степень напряженности работы.

На рабочих местах, где трудятся водители электрического пассажирского транспорта, то есть троллейбусов и трамваев, предусмотрено также измерение параметров электростатического поля. Кроме того, при выполнении замеров нужно учитывать, что водителю в ходе выполнения своих должностных обязанностей приходится одновременно следить за показаниями приборов транспортного средства и осуществлять управление им, контролировать процессы, происходящие в салоне транспорта и на дороге, а также активность пешеходов, которые выполняют посадку и высадку.

Оставьте комментарий