Специальная оценка условий труда пожарных

Тушение пожаров – это один из самых опасных видов деятельности, поскольку он влечет за собой реальную угрозу жизни и здоровью работников. Однако на него, как и на другие типы работ, распространяются все требования трудового законодательства, включая необходимость проведения специальной оценки условий труда. Порядок ее выполнения регулируется положениями федерального закона № 426-ФЗ и ряда специальных нормативных документов.

Проведение СОУТ пожарных

Выполнение спецоценки для видов работ, которые характеризуются повышенным риском для исполнителя, регулируется специальным правовым актом. Речь идет о постановлении Правительства от 14.04.2014 N 290, а также соответствующих приказах Минтруда, которые уточняют правила организации СОУТ для отдельных видов деятельности. Такой порядок определен пунктом 7 статьи 9 закона № 426-ФЗ.

Действительно, первоначально в постановлении № 290 присутствовал пункт 9, действие которого распространялось на работников, занимающихся тушением пожаров, выполнением аварийно-спасательных работ и других операций, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций. Это означало, что для этой категории сотрудников Минтруд должен разработать специальные правила выполнения СОУТ, которые позволяют учесть особенности их работы.

Однако позднее постановлением Правительства от 14 декабря 2016 года N 1351 в этот документ были внесены изменения: указанный пункт 9 был изъят из текста нормативного акта. Это означает, что с момента вступления в действие данного постановления спецоценка для пожарных и исполнителей аварийно-спасательных работ проводится по общим правилам, определенным законом № 426-ФЗ.

Организация работ по выполнению спецоценки

В общем случае процедура выполнения СОУТ на рабочих местах сотрудников организаций выглядит следующим образом:

  • Компания-заказчик определяет сроки проведения СОУТ, формирует внутриорганизационную комиссию, которая готовит список рабочих мест для оценки, и выбирает исполнителя;
  • Исполнитель составляет график выполнения работ и передает для утверждения заказчику;
  • После утверждения графика на первом этапе спецоценки проводится идентификация наличия вредоносных факторов производства на всех рабочих местах, представленных для оценки;
  • Для рабочих мест, где такие факторы обнаружены, выполняются замеры степени интенсивности их влияния на работников;
  • По результатам выполненных измерений составляется отчет, который передается на утверждение заказчику;
  • После утверждения отчета заказчик и исполнитель выполняют все процедуры, предусмотренные законодательством.

По большому счету, в случае с проведением спецоценки для рабочих мест пожарных эта процедура остается неизменной – за исключением пункта 4. Дело в том, что по понятным причинам выполнение замеров степени интенсивности воздействия вредоносных факторов на работников очень затруднено: эксперт уполномоченной организации не может вместе с пожарными участвовать в тушении и одновременно проводить замеры.

Такая ситуация регулируется положениями пункта 9 статьи 12 федерального закона № 426-ФЗ. Она прямо указывает, что в случаях, когда выполнение замеров представляет собой опасность для здоровья или жизни эксперта, проводящего измерения, то такие измерения не проводятся. В таком случае условия труда на соответствующих рабочих местах относят к классу 4, то есть опасные, без выполнения замеров.

Использование результатов спецоценки

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 закона № 426-ФЗ опасными условиями труда 4 класса признаются УТ, которые представляют непосредственную угрозу для жизни работника. Если по результатам СОУТ пожарных на их рабочих местах обнаружены такие условия, работодатель обязан:

  • в письменном виде проинформировать работников о классе условий их труда в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента утверждения отчета по спецоценке. Получение работником соответствующих сведений должно быть подтверждено его личной подписью;
  • в срок не более 30 календарных дней опубликовать на своем официальном сайте сведения о результатах СОУТ;
  • проконтролировать передачу экспертной организацией сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную информационную систему результатов СОУТ и в Государственную инспекцию труда;
  • предоставить работникам льготы и компенсации, предусмотренные актуальным законодательством, и оформить необходимые документы.

Предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций

Основные льготы и компенсации для работников, которые трудятся в опасных условиях, определены действующим Трудовым кодексом. Так, в соответствии со статьей 92 ТК РФ таким сотрудникам должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочей недели, которая не превышает 36 часов. Статьей 147 ТК РФ для данной категории сотрудников предусмотрена доплата за опасные условия труда. По сравнению с сотрудниками, которые работают в нормальных условиях, повышение ставки должно составлять не менее 4% от установленного тарифа.

Кроме того, в целях предоставления им возможности восстановления состояния здоровья после повышенных нагрузок ТК также дает им право на увеличенную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска. Согласно статье 117 ТК РФ в дополнение к стандартным 28 календарным дням такие сотрудники должны дополнительно отдыхать не менее 7 календарных дней каждый год. Конкретная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска может быть и больше: она устанавливается положения трудового договора, заключенного между работником и работодателем. При этом заменить дополнительный отпуск денежной компенсацией можно только в той его части, которая превышает 7 дней. Таким образом, необходимость отгулять минимальную продолжительность положенного отпуска, равную 35 календарным дням, – это обязательное правило, предусмотренное законом для сохранения работоспособности и здоровья таких работников.

Оставьте комментарий