Специальная оценка условий труда и правила ее организации

Обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда работников вместо аттестации рабочих мест действует с 2014 года. Это произошло на основании принятия федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Данный документ действует уже более восьми лет, и за эти годы порядок выполнения спецоценки неоднократно подвергался корректировке.

Общие правила проведения спецоценки

Общий порядок выполнения спецоценки условий труда на предприятии сейчас выглядит так. Работодатель, которому нужно организовать спецоценку на предприятии, должен обратиться к специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда. Самостоятельно проводить эту процедуру он не имеет права. Такое условие прописано в законодательстве, чтобы исключить возможность злоупотреблений на этой почве: например, не дать работодателям возможности указать, что рабочие места с вредными условиями труда относятся к категории оптимальных или допустимых.

Основные этапы выполнения этой процедуры включают:

  • создание работодателем комиссии для составления списка рабочих мест, подлежащих проверке, и определения аналогичных рабочих позиций;
  • выбор исполнителя и заключение с ним договора о выполнении работ;
  • передачу исполнителю необходимых документов, характеризующих условия при выполнении должностных обязанностей;
  • идентификацию исполнителем наличия вредоносных факторов на конкретных рабочих местах;
  • в случае выявления таких факторов – определение интенсивности их воздействия на работников;
  • классификацию проанализированных рабочих мест и составление отчета;
  • утверждение отчета работодателем;
  • передачу исполнителем данных о результатах проверки условий труда в федеральную государственную систему учета;
  • выполнение работодателем обязательств согласно действующему законодательству, включая информирование работников об условиях на их местах, публикацию данных об итогах спецоценки на официальном сайте компании, внедрение дополнительных мер по охране труда, передачу сведений об итогах проверки в государственные социальные фонды и проч.

Последние обновления порядка проведения спецоценки условий труда

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает для организаций, проводящих процедуру проверки условий труда, обязанность по передаче данных о ее итогах в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС). Однако, проанализировав ситуацию по этому вопросу, уполномоченное ведомство признало ее неудовлетворительной. Это повлекло за собой необходимость пересмотра ранее действовавшего механизма с тем, чтобы повысить ответственность исполнителей за выполнение этой обязанности.

Теперь организация, которая будет проводить спецоценку на предприятии, обязана передать сведения об этом в Федеральную государственную систему уже после подписания договора с заказчиком – то есть до начала работ. Это нужно сделать не позже, чем через 5 рабочих дней после оформления договора. Помимо сведений о самом факте о планируемой спецоценке, исполнитель также сообщает уполномоченному ведомству название организации, где будут проводиться работы, ее реквизиты – ИНН и ОГРН, численность сотрудников предприятия, номера рабочих мест, подлежащих спецоценке, и СНИЛС занимающих их работников.

После получения соответствующих данных система автоматически присваивает заявке идентификационный номер, после чего исполнитель может приступать к выполнению работ. О факте получения этого номера организация, которая будет проводить проверку условий труда на предприятии, обязана сообщить его руководству за три 3 рабочих дня со даты его присвоения.

Состав сведений, которые должен содержать отчет по спецоценке, и форма их фиксации по-прежнему утверждены приказом Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Однако в 2022 году включению в отчетную документацию также подлежат замечания и предложения работников, которые не вполне согласны с полученными результатами.

В дополнение к этому новый порядок, установленный федеральным законодательством, предусматривает, что организация, проводящая спецоценку, должна использовать только определенные методики и методы. Они реализуются с применением средств измерений установленного типа, прошедших поверку. Если работа компании будет осуществляться с нарушением действующих требований, ее деятельность будет приостановлена до их устранения.

Порядок проведения обязательной спецоценки условий труда

В связи с изменениями, внесенными в правила проведения специальной оценки условий труда, работодателю предоставляется право требовать от исполнителя информации о передаче данных о планируемой процедуре во ФГИС. Помимо этого, теперь датой окончания этой процедуры становится не дата утверждения отчета работодателем, а дата внесения сведений о ней в Федеральную информационную систему.

Это значит, что теперь работодатель вправе использовать результаты спецоценки для целей, установленных законодательством, только после отражения данных во ФГИС. При этом, однако, если эти сведения содержат государственную тайну или по иной разрешенной законом причине не могут быть переданы уполномоченному органу, результаты процедуры могут быть использованы с даты утверждения работодателем отчета. Например, это касается сроков наступления даты следующей спецоценки.

Санкции за невыполнение обязанности по проведению проверки условий труда

А вот порядок применения ответственности за невыполнение спецоценки к началу 2022 года пока не изменился. Штраф за ее отсутствие по-прежнему определяется положениями статьи 5.27.1 КоАП РФ. Он зависит от категории виновника, который допустил непроведение процедуры или нарушение правил ее организации:

  • для должностного лица при первичном нарушении штраф составит 5-10 тысяч рублей. При повторном нарушении штраф вырастет до 30-40 тысяч рублей или будет заменен дисквалификацией на срок 1-3 года;
  • для индивидуального предпринимателя при первичном нарушении штраф составит 5-10 тысяч рублей, при повторном – 30-40 тысяч. В последней ситуации штраф могут заменить остановкой работы на срок до 90 суток;
  • при первичном нарушении штраф для организации составит до 80 тысяч рублей, при повторном – до 200 тысяч рублей. Однако при таких обстоятельствах он может быть заменен остановкой работы компании на срок до 90 суток.
Оставьте комментарий