Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Проведение спецоценки условий труда обязательно для всех работодателей на основании федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Этот нормативный акт предусматривает несколько исключений из этого правила – например, если организация сотрудничает только с надомными или удаленными работниками, проводить СОУТ ей не нужно. Однако сейчас такие компании пока составляют только небольшую часть на общем рынке труда. Поэтому для большей части предприятий проведение спецоценки представляет собой обязанность, предусмотренную законодательством.

Проводить эти работы имеют право только уполномоченные организации, внесенные в реестр Минтруда. Работодатель не может сам выполнить спецоценку, поскольку, как справедливо рассудил законодатель, здесь велика вероятность злоупотреблений и искажений реальной информации – например, компания может попытаться выдать вредные условия за допустимые или даже оптимальные, чтобы избежать дополнительных расходов. Но на работодателя, который заказывает проведение СОУТ, возложена не только обязанность по выбору исполнителя и заключению договора с ним, но и ряд других требований.

Как оформляются результаты специальной оценки условий труда

До недавнего времени основным результатом работ по СОУТ был отчет, который организация, проводившая эти работы, обязана была согласовать с заказчиком. Однако по причине вступления в силу федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ эта процедура была несколько видоизменена. Теперь еще до начала этих работ исполнитель обязан предоставить сведения о готовящемся проекте в Федеральную государственную систему учета результатов СОУТ (ФГИС), а после их окончания – подать данные о его результатах. Оценка будет завершенной только после того, когда начинают действовать результаты СОУТ – а это происходит тогда, когда информация внесена в систему. С этого момента применяются определенные требования к работодателю. Они включают следующие задачи:

  • проинформировать сотрудников предприятия об итогах работы;
  • предоставить широкой общественности доступ к результатам СОУТ;
  • подать сведения о результатах процедуры в уполномоченные государственные органы;
  • выполнить предусмотренные законодательством действия, нацеленные на снижение интенсивности негативного влияния вредоносных факторов производства на сотрудников компании.

Информирование работников

В отчет по результатам СОУТ включается сводная ведомость результатов спецоценки условий труда. Она содержит карточки рабочих мест – то есть отдельные информационные файлы, которые фиксируют информацию об условиях труда на каждой позиции на предприятии. Согласно пункту 5 статьи 15 426-ФЗ сведения об условиях труда на каждой из них должна быть доведена до сотрудника или сотрудников, которые здесь работают. Это условие предусмотрено, чтобы обеспечить право работников на получение объективной информации об условиях их труда и их потенциальной опасности для его здоровья.

В этом же разделе нормативного акта содержатся данные о том, в какой срок должно быть произведено ознакомление работников с результатами СОУТ: он составляет 30 календарных дней с даты утверждения работодателем соответствующего отчета. Этот период не включает даты, когда работник отсутствует на своем месте – например, пребывает в отпуске или командировке, на больничном или на межвахтовом отдыхе. Тогда нормативная продолжительность срока для ознакомления с итогами спецоценки, продлевается на период его отсутствия. Для оформления информирования персонала о результатах оценки составляется лист ознакомления с результатами СОУТ. В нем каждый из работников расписывается, подтверждая, что он получил данные о своем рабочем месте.

Информирование широкой общественности

Правила о том, в каких целях используются результаты СОУТ, включают предоставление сведений об итогах этой работы широкой общественности – например, они могут быть интересны специалистам, которые рассматривают возможность трудоустройства на данное предприятие, или сотрудникам контролирующих органов. Для этого пунктом 6 статьи 15 426-ФЗ предусмотрено обязательное размещение таких данных на официальном сайте компании в интернете. Это также нужно сделать в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты утверждения отчета. Кроме информации о классах и подклассах условий труда, диагностированных на рабочих местах, на сайте также должен быть опубликован план мероприятий по результатам СОУТ, составленный с учетом требований действующего законодательства.

Предоставление данных в государственные органы

Обязанности работодателя по использованию итогов спецоценки включают взаимодействие с государственными органами. Указание о том, для чего применяются результаты СОУТ, включает обязательное информирование государственных органов. Эта работа реализуется по двум направлениям:

  • передача данных в Государственную инспекцию труда. Это нужно делать не во всех случаях, а только тогда, когда по результатам оценки на предприятии выявлены рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями. Работодателю нужно оформить на них декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям и направить ее в ГИТ. Это даст ему возможность не проводить спецоценку каждые пять лет: именно этот период определен пунктом 4 статьи 8 426-ФЗ, который устанавливает, какой срок действия результатов СОУТ. Если на предприятии за эти пять лет не произойдет серьезных происшествий, например, несчастных случаев или выявления профессиональных заболеваний, срок действия декларации будет автоматически продлен еще на пять лет, и проводить спецоценку не придется;
  • передача данных в Пенсионный фонд, который предоставляет льготное пенсионное обеспечение по результатам специальной оценки. В соответствии с действующим законодательством право на досрочную пенсию имеют право работники, профессии и должности которых указаны в Постановлении Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 – это так называемые списки №№ 1 и 2.

Однако такие гарантии и компенсации по результатам СОУТ действуют только в том случае, если в результате проведения спецоценки на их рабочих местах были выявлены вредные или опасные условия труда, и при этом работодатель в установленном порядке уплачивает за таких сотрудников страховые взносы.

Еще одна важная причина, по которой работодатель обязан подать информацию в Пенсионный фонд – то, что на основании этих данных рассчитывается дополнительный страховой тариф по страхованию от профессиональных заболеваний и несчастных случаев. В зависимости от класса условий труда, выявленных на предприятии, он может составлять от 0 до 8%.

Предоставление льгот и компенсаций

Действующее законодательство устанавливает обязанность работодателя предоставить сотрудникам, которые работают во вредных или опасных условиях, льготы и компенсации, которые призваны снизить интенсивность негативного влияния производственного процесса. Среди таких льгот – предоставление дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня, доплат и особых продуктов питания.

Оставьте комментарий