Специальная оценка условий труда: порядок проведения

Порядок специальной оценки условий труда (СОУТ) в организации регламентирован несколькими основными нормативными документами. Важнейший из них – это федеральный закон № 426-ФЗ, вступивший в действие в 2014 году. Согласно этому закону, спецоценка пришла на смену другому способу контроля условий труда работников – аттестации рабочих мест.

Четыре года с момента вступления закона в силу были отведены на прохождение переходного периода: в это время организации, которые обязаны были выполнять специальную оценку условий труда, имели кое-какие послабления. Например, им давалось право поэтапно выполнять нужные работы или совсем не проводить их, если срок действия документа об аттестации рабочих мест еще не закончился. Однако с 31 декабря 2018 года все временные положения закона утратили свою силу. Теперь в действие вступил единый порядок спецоценки, используемый для всех типов компаний.

Кто обязан проводить оценку условий труда

Обязанность по организации СОУТ полностью лежит на работодателе. Он ответствен за то, чтобы все нужные работы были выполнены в требуемом объеме и в установленные сроки. При этом, однако, проводить специальную оценку условий труда самому нельзя: для этого он обязан привлекать уполномоченную организацию, внесенную в реестр Минтруда.

Обязательный характер СОУТ распространяется на все типы организаций. В законе не делается исключений по таким признакам как род деятельности компании, ее масштаб, количество рабочих мест, организационная форма и проч. Это значит, что СОУТ проводится на производственных предприятиях, в торговых компаниях, организациях, полностью состоящих из «офисных» рабочих мест и так далее. Возможность не выполнять специальную оценку условий труда предусмотрена только для организаций, в которых трудятся следующие категории работников:

  • надомные сотрудники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, которые трудоустроены у физических лиц или в религиозных организациях.

В этих случаях выполнять специальную оценку условий труда не нужно. Такое решение принято потому, что здесь работодатель не в состоянии повлиять на характеристики рабочего места и условия труда своего работника. Однако условие о надомном или дистанционном характере работы должно быть прописано в трудовом договоре со специалистом. Если же штат компании состоит, например, из надомных работников и обычных сотрудников, которые каждый день приходят в офис, то для последних провести СОУТ все-таки потребуется.

Как проходит СОУТ: подготовительный этап 

Подготовительный этап перед специальной оценкой условий труда содержит целый ряд действий, которые должен выполнить работодатель. В их перечень входят:

  1. Формирование комиссии для специальной оценки условий труда из числа сотрудников предприятия. В ее состав должны войти компетентные работники, например, ответственный сотрудник по ОТ, а также представители профсоюзной организации, если она есть в компании. Число членов этого органа должно быть нечетным: это облегчит процесс принятия решений путем голосования. Состав комиссии по специальной оценке условий труда утверждается приказом работодателя;
  2. Составление списка рабочих мест, подлежащих оценке. Эту задачу поручают комиссии по СОУТ. Помимо простого составления такого перечня, ей также нужно выделить из общего числа рабочих мест аналогичные, то есть идентичные по своим параметрам, характеру условий труда и содержанию выполняемых работником функций. Это важно, чтобы иметь возможность оптимизировать выполнение замеров в рамках СОУТ: с учетом правил, прописанным в статье 16 426-ФЗ, работодателю разрешается проведение специальной оценки условий труда только на 20% аналогичных рабочих мест — если в результате замеры будут проведены как минимум на двух местах;
  3. Подбор и подготовка документов, необходимых для работ по СОУТ. В пакет документации включают технологические карты, эксплуатационные документы на оборудование, должностные инструкции сотрудников и другие бумаги, которые позволяют лучше понять характер рабочего процесса на каждой должностной позиции и параметры условий труда на ней;
  4. Выбор организации, которая выступит в роли исполнителя по проверке условий труда. На этом этапе работодателю нужно проанализировать рынок, чтобы составить список кандидатов, проверить каждого из них на присутствие в реестре Минтруда, а затем запросить ценовое предложение с учетом объема и характера работ по СОУТ. Получив сведения об уровне цен каждого исполнителя, а также ознакомившись с их опытом работы и деловой репутацией, можно делать окончательный выбор;
  5. Заключение договора с выбранной компанией для организации СОУТ. В договоре следует прописать права и обязанности сторон, особенности проведения специальной оценки условий труда в конкретной компании и другие вопросы, которые касаются правил осуществления работ и могут повлиять на их результат.

Затем заказчик передает исполнителю подготовленный пакет документов, необходимый для корректной специальной оценки условий труда работников. Исполнитель может, ознакомившись с его содержанием, может запросить дополнительные данные, касающиеся условий труда персонала, которые необходимы ей для достоверного результата по оценке. После знакомства с документацией экспертная организация предлагает график проведения работ по оценке, учитывающий характер технологического процесса в этой компании и условия труда персонала. Если это предложение устраивает работодателя, данный график утверждается приказом руководителя компании и принимается в работу.

Краткое описание выполняемых работ для СОУТ: основной этап

На данном этапе СОУТ роль работодателя сводится к минимуму: ему необходимо только давать пояснения об особенностях технологического процесса и условиях труда, если они необходимы исполнителю, и контролировать ход работ. Основная роль в рамках этой стадии СОУТ принадлежит экспертной организации. Она выполняет следующие действия:

  1. Обследует рабочие места на предмет выявления вредоносных факторов, которые могут оказать влияние на здоровье сотрудников;
  2. Составляет список рабочих мест, на которых такие факторы не обнаружены, и разделяет их по условиям труда на оптимальные и допустимые. Первая категория мест характеризуется полным отсутствием вредоносных факторов или такой их степенью, которая укладывается в действующие гигиенические нормативы. Вторая категория – это места, на которых вредоносные факторы присутствуют в степени, которая позволяет сотрудникам полностью восстановить нормальное самочувствие к началу следующей рабочей смены;
  3. Проводит замеры степени интенсивности влияния вредоносных факторов на местах, где они обнаружены, используя особую технику и приборы. Выполнение замеров условий труда производится по методике, приведенной в приказе Минтруда № 33н. В ходе измерений также анализируется степень эффективности защитных средств, используемых сотрудниками компании в работе;
  4. С учетом всей полученной информации выполняет классификацию рабочих мест, выделяя среди них позиции, отнесенные к вредным (класс 3) и опасным (класс 4). Для рабочих мест с вредными условиями  труда дополнительно проводится оценка подкласса в зависимости от степени их влияния на здоровье работника и риска появления профессиональных заболеваний;
  5. Заполняет карту СОУТ на каждое рабочее место, на котором были проведены измерения, и составляет итоговый отчет по оценке согласно нормативам, зафиксированным в приложении к приказу Минтруда № 33н. Отчетная документация по СОУТ со всеми приложениями направляется работодателю для утверждения.

Заполнение формы отчета по оценке производится по инструкции, приведенной в приложении № 4 к этому приказу. Кроме сведений об обследованных рабочих местах, условиях труда и наличии вредоносных факторов, выявленных на них, в документе также прописывается список рекомендаций эксперта по улучшению условий работы персонала.

Действия по результатам СОУТ: заключительный этап

Когда все работы по оценке завершены, основная роль снова переходит к работодателю. Получив от исполнителя полный комплект отчетной документации по результатам СОУТ, он должен:

  1. Изучить и утвердить отчет по условиям труда, а затем в трехдневный срок проинформировать о своем решении исполнителя работ. Если организация имеет претензии по содержанию отчета или другие основания, которые не позволяют ей утвердить отчет по СОУТ в первоначальном виде, нужно использовать приказ Минтруда № 350н. В нем прописан административный регламент разрешения спорных и конфликтных ситуаций, связанных с СОУТ;
  2. Если в компании были обнаружены рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, нужно подготовить декларацию соответствия. Она представляет собой заявление работодателя о том, что эти позиции по условиям труда соответствуют государственным нормативам в области безопасности труда. Декларация условий труда составляется по форме, зафиксированной в приказе Минтруда № 80, и направляется в территориальное подразделение ГИТ, соответствующее месту работы компании;
  3. Разместить итоги СОУТ на портале предприятия, чтобы любое заинтересованное лицо могло самостоятельно ознакомиться с ними. В роли такого лица может выступить, например, потенциальный соискатель должности в этой компании – или сотрудник Государственной инспекции труда, который проверяет соблюдение работодателем своих обязанностей по результатам спецоценки. Опубликовать эти данные нужно не позже, чем в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета;
  4. Ознакомить сотрудников предприятия с результатами процедуры проверки условий труда. Основная цель этого ознакомления – предоставить работникам достоверные данные о реальных условиях труда на их рабочих местах. Чтобы подтвердить факт доведения информации о результатах СОУТ до работников, ознакомление организуют в письменной форме под роспись. Получить подписи всех работников, на местах которых проводилась СОУТ, нужно также в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета;
  5. Провести документарную работу: внести сведения о классе условий труда на месте каждого конкретного работника в трудовой договор с ним, а также прописать в нем все льготы, гарантии и компенсации, которые по закону положены для данного класса условий труда. Разумеется, помимо письменной фиксации обязательств работодателю необходимо позаботиться о реализации этих мер;
  6. Предоставить сведения о результатах спецоценки условий труда в ФСС, заполнив форму 4-ФСС. Это необходимо сделать для корректного расчета дополнительного страхового тарифа на страхование сотрудников от несчастных случаев и профзаболеваний, зависящих от условий труда.

Основная задача организации-исполнителя здесь заключается в том, чтобы передать сведения об итогах своей работы в Федеральную государственную систему, предназначенную для учета такой информации. На это ей отводится десять рабочих дней с даты утверждения отчета. Однако работодателю не стоит устраняться от решения этой задачи: дело в том, что если по той или иной причине исполнитель не передаст данные в Федеральную систему учета итогов СОУТ, эта обязанность по истечении отведенного срока автоматически переходит к работодателю.

Ответственность за несоблюдение порядка СОУТ

Все перечисленные требования – это не рекомендации, а обязанности работодателя в сфере СОУТ. За их невыполнение ему грозят санкции, предусмотренные статьей 5.27.1 КоАП РФ. Для юридических лиц первичное нарушение карается крупным штрафом в размере от 60 до 80 тысяч рублей. При этом повторное нарушение повлечет за собой существенное увеличение штрафа – вплоть до 200 тысяч. Не стоит забывать, что он может быть заменен остановкой работы компании на период до 90 суток: крупным предприятиям это может нанести гораздо более существенный ущерб.

Для индивидуальных предпринимателей тоже предусмотрены меры ответственности за такое нарушение. ИП, который впервые нарушил порядок организации специальной оценки условий труда, отделается штрафом в размере 5-10 тысяч рублей. До повторного нарушения лучше не доводить: здесь санкции становятся серьезнее. Денежный штраф составит 30-40 тысяч рублей, но его могут заменить остановкой работы вплоть до трех месяцев.

Оставьте комментарий