Изменения законодательства в области охраны труда в 2021 году

Сфера охраны труда не случайно оказывается под пристальным контролем государства, поскольку от корректности реализуемых здесь мер зависят здоровье, а подчас даже жизни одной из важных категорий граждан – экономически активного населения. Неудивительно поэтому, что действующее законодательство регулярно редактируется, пересматривается и уточняется, чтобы гарантировать соответствие его требований ситуации в экономике и обществе. Однако изменения по охране труда в законодательстве 2021 года будут особенно серьезными.

Это связано в первую очередь с тем, что в конце прошлого года завершился крупный проект регуляторной гильотины, предполагающий пересмотр действующей нормативной базы на предмет упразднения правовых актов, содержащих избыточные, устаревшие или дублирующиеся требования. Разумеется, сфера ОТ не оказалась исключением: здесь действует так много правовых актов общего и отраслевого характера, что таких проблем уже накопилось внушительное количество. Поэтому в интересующей нас сфере объем выполненного пересмотра действующего законодательства имел весьма заметные результаты.

Помимо этого, в области ОТ по-прежнему остается значимой необходимость снижения уровня травматизма и гибели работников в опасных отраслях: невзирая на наметившиеся положительные тенденции, абсолютные цифры по количеству получивших травмы и погибших все еще остаются высокими. Повышенное внимание при формировании новых механизмов контроля условий работы сотрудников планируется уделить предприятиям, на которых пока еще сохраняются вредные и опасные условия работы. Словом, здесь произошли большие перемены, которые накладывают отпечаток на деятельность практически каждой компании. Попытаемся теперь разобраться более предметно, какие изменения в вопросах охраны труда начали действовать в 2021 году.

Отмена нормативных документов

Важным следствием реализации указанного проекта регуляторной гильотины стала отмена значительного количества нормативных актов, которые имели статус основополагающих для разных отраслей. Инженеры по ОТ, которые почти ежедневно сталкивались с положениями этих правовых актов, с 1 января 2021 года обнаружили, что многие из них больше не действуют. Последние изменения в законодательстве по охране труда привели к тому, что список упраздненных включил следующие категории правовой документации:

  • Постановление Правительства от 26 августа 1995 г. № 843, которое содержало список типовых мер по достижения требуемого уровня безопасности труда работников;
  • Постановление Правительства от 25 февраля 2000 г. № 162, содержавшее список должностных позиций, запрещенных для женщин по причине тяжелых условий работы;
  • порядка 180 стандартных инструкций по охране труда для разных сфер;
  • рекомендации по организации работы по охране труда уполномоченных сотрудников, выступающих представителями профсоюзной организации или рабочего коллектива;
  • ряд ключевых приказов Минтруда, которые устанавливали правила ОТ для конкретных областей деятельности – например, отлично известный приказ Минтруда от 28 марта 2014 года № 155н, определявший правила выполнения работ на высоте;
  • пункт 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, который допускал возможность использования неаттестованных методик для выполнения замеров вредоносных факторов при выполнении спецоценки условий труда;
  • другие нормативные акты по ОТ.

Приведенный список, конечно, далеко не полон и включает только самые важные правовые акты, которые были отменены с 1 января 2021 года. Полный перечень изменений по охране труда в 2021 году, содержащий указания на отмененные нормативные акты, определен постановлением Правительства от 4 августа 2020 г. № 1181.

Действующие нормативные документы

Анализируя проделанные изменения, представителям отдельных отраслей следует тщательно проверить применяемые нормативные документы на предмет их действительности: изменения в правилах охраны труда в строительстве, новые изменения в охране труда в школах и другие нововведения слишком объемны, чтобы осветить их одним материалом. Однако некоторые общие сведения будут актуальны для любой области деятельности, поэтому стоит указать, какие нормы действовавшего законодательства по ОТ остались актуальны и в 2021 году. Их список включает:

  • обязательный характер спецоценки для организаций, кроме тех, которые сотрудничают только с надомными или удаленными работниками. Порядок организации и выполнения СОУТ по-прежнему регулируется положениями федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ;
  • введение должности инженера по ОТ или профильной службы на предприятиях, имеющих больше 50 работников;
  • организация регулярных инструктажей по охране труда для работников предприятия, а для некоторых категорий сотрудников – расширенного обучения по программам охраны труда по профилю их деятельности. Согласно совместному постановлению Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года для организации такого обучения следует разработать инструкции по охране труда с новыми изменениями;
  • выдача работникам защитных средств, обеспечивающих минимизацию вредоносного воздействия производственных факторов, присутствующих на рабочих местах. Нормы выдачи и номенклатура таких средств устанавливаются положениями приказа Минтруда от 09.12.2014 № 997н;
  • финансирование оплаты страховых взносов на обязательное страхование персонала предприятия от производственных травм и профессиональных заболеваний согласно нормативам федерального закона от 25.12.2018 N 477-ФЗ;
  • другие нормы законодательства.

Можно признать, что основные принципы государственной политики по направлению к приемлемому уровню безопасности труда работников предприятий остались прежними.

Новые принципы организации законодательной базы по ОТ

Стоит сразу отметить несколько основополагающих принципов нового подхода к организации нормативной базы, устанавливающей государственные требования к охране труда на предприятиях:

  • преемственность. Законодатели приложили серьезные усилия к тому, чтобы ни одна отрасль производства не оказалась без руководящей документации, то есть в ситуации, когда ранее действовавшие нормативные акты уже отменены, а новые еще не приняты. Обзор изменений в правилах по охране труда показывает, что почти для всех направлений, где были упразднены значимые правовые акты, с 1 января 2021 года начала применяться новая документация;
  • необходимость пересмотра требований. Большая часть новых принятых нормативных документов получила ограниченный срок действия, который составляет 5-7 лет, то есть будет применяться до 2025-2027 годов. Это сделано специально, чтобы обеспечить институциональную основу для регулярного пересмотра нормативной базы по безопасности труда работников. Это значит, что по истечении этого срока нас ждет новый крупный пересмотр принятых нормативов;
  • отраслевой характер. Изменения в правилах по охране труда не слишком сильно коснулись основополагающих принципов организации работ предприятий в этой области и государственных требований к ним. В значительно большей степени они оказались сосредоточены в области установления обновленных требований к отдельным отраслям с тем, чтобы обеспечить соответствие таких нормативов текущей ситуации в производстве, экономике и обществе.

Разумеется, предприятиям придется учесть изменения в приказах по охране труда 2021 года.

Важнейшие нововведения

К началу 2021 года Правительством, Минтрудом и подведомственными ему организациями проделана большая работа по актуализации нормативной базы и разработке обновленных правовых документов, вводящих оптимизированные требования в области охраны труда к российским организациям. Здесь приводится сравнительная таблица изменений по охране труда 2021 года, которая включает наиболее значимые нововведения.

Нормативный документ

Сфера применения

Основные нововведения

Приказ Минтруда от 18 июля 2019г. № 512н

Труд женщин

Сокращение количества должностных позиций, на которых запрещено применение труда женщин, с более чем 450 до 100

Постановление Правительства от 31 августа 2020 г. № 1325

Оценка пожарного риска

Новые правила выполнения независимой оценки пожарного риск для отдельных типов объектов

Постановление Правительства от 22 июля 2020 г. № 1084

Расчеты уровня пожарного риска

Введение методики расчетов уровня пожарного риска для разных типов объектов

Постановление Правительства от 16 сентября 2020 г. № 1479

Организация противопожарного режима

Новые правила организации противопожарного режима для разных типов организаций

Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1485

Организация инструктажа

Введение нового типа инструктажа по охране труда, обязательного для всех сотрудников предприятия. Одновременно с этим должны быть сделаны изменения в инструкциях по охране труда 2021 года

Совместный приказ Минздрава и Минтруда от 31 декабря 2020 года N 988н/1420н

Организация обязательных медосмотров работников

Введение обновленного списка вредоносных факторов производства, обусловливающих обязательный характер медосмотров для работников, а также установление порядка проведения таких медицинских осмотров

Все приведенные нормативные документы уже начали применяться. Это далеко не полный список новых нормативных документов, которые начали действовать с 2021 года – эта таблица содержит только наиболее значимые из них, то есть те, которые касаются всех или большей части предприятий. Кроме этого, с 1 января 2021 года вступили в силу 40 новых приказов Минтруда, утверждающих инструкции по ОТ для разных отраслей – от работы метрополитенов до выполнения окраски поверхностей. В дополнение к ним в течение года Министерство собирается принять еще ряд инструкций.

Применение новых нормативов

Применение требований новых нормативных документов стало обязательным для всех предприятий, на которые распространяется их действие. Чтобы выполнить требования действующего законодательства, руководителям организаций необходимо уже в самые ближайшие недели предпринять требуемые действия. Так, они обязаны будут выполнить пересмотр всей локальной нормативной документации для внесения в нее соответствующих изменений, а также осуществить внесение изменений в инструкции по охране труда. Кроме этого, нужно учитывать, что алгоритм действий при изменении требований охраны труда, установленный постановлением № 1/29, требует в таких обстоятельствах провести внеплановые инструктажи для работников. Компаниям также необходимо следить за рекомендациями Минтруда, Минздрава и Росздравнадзора в области профилактики коронавирусной инфекции на предприятиях и отражать их в работе своих предприятий.

Впрочем, не исключено, что этим активность законодателей в области изменения действующей правовой базы по охране труда не ограничится. Появилась информация, что в течение 2021 года в нее может быть внесен еще ряд существенных изменений, которые также потребуют отражения в работе российских компаний. Эксперты считают, что такие нововведения могут коснуться вопросов организации системы управления охраной труда на предприятии, проведения обучения по ОТ для сотрудников, а также нормативов и правил выдачи защитных средств, обеспечивающих минимизацию воздействия вредоносных факторов производства на работников.

Оставьте комментарий