Оформление декларации по СОУТ для государственной трудовой инспекции

Своевременное выполнение спецоценки условий труда – это одна из значимых обязанностей работодателя. Однако надо не только правильно выполнить все процедуры, перечисленные в законе № 426-ФЗ, но и оформить необходимые документы по итогам выполнения СОУТ. Одним из шагов в этой сфере становится оформление деклараций, подтверждающих соответствие условий труда на предприятии государственным нормативным требованиям.

Порядок составления такой декларации описан в статье 11 426-ФЗ. Она указывает, что составлять декларацию должны компании, в которых по итогам спецоценки обнаружены рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями. Фактически она представляет собой заявление работодателя о том, что рабочие места в его организации удовлетворяют нормативам, зафиксированным в действующем законодательстве.

Заполнение формы деклараций

Порядок составления декларации регулируется положениями приказа Минтруда от 17 июня 2021 года N 406н. Соблюдение формы, приведенной в приложении к приказу, является обязательным. Невыполнение этого требования может быть достаточным основанием для отказа в ее приеме. В этом случае подразделение ГИТ направляет работодателю письменное обоснование отказа: на эту процедуру инспекции отводится десять рабочих дней с даты ее получения. При этом других причин для отказа приказ № 80 не предусматривает. Исправив ошибки, работодатели могут повторно осуществить подачу деклараций.

Согласно требованиям, зафиксированным в приказе Минтруда № 406н, подача деклараций осуществляется в территориальное подразделение ГИТ, соответствующее месту нахождения организации. При этом можно подать ее как в традиционном бумажном, так и в электронном виде. Подачу нужно организовать не позже, чем в течение тридцати дней с даты, в которую был утвержден отчет о выполнении СОУТ.

Реестр деклараций соответствия

Все поданные декларации фиксируются в особом реестре. Его ведение по действующему законодательству осуществляет Роструд. Это означает, что на данное ведомство возлагаются функции по внесению сведений в информационную базу, их актуализации и изъятию данных, которые больше не соответствуют действительности. Кроме этого, Роструд выполняет также ряд служебных функций, обеспечивающих нормальную работу реестра. Информация, поступившая в Роструд, должна быть отражена в реестре в течение пятнадцати дней с даты ее получения. При этом не имеет значения, в каком формате были предоставлены эти сведения: на бумажном или электронном носителе.

Период действия декларации соответствия

С учетом последних изменений в законодательстве в 2022 году срок действия деклараций не ограничен. Однако если в течение срока действия декларации соответствия на предприятии имели место экстренные ситуации, действие декларации автоматически прекращается. В этом случае организации придется проводить внеплановую спецоценку. К числу оснований, которые ведут к аннулированию срока действия деклараций, относятся причины, приведенные в части 5 статьи 11 426-ФЗ. В их число входят:

  • несчастный случай в компании;
  • выявление у одного или нескольких работников профессионального заболевания, обусловленного трудом, который они выполняют на данном рабочем месте;
  • выявление трудовой инспекцией фактов нарушений трудовых прав работников в ходе плановой или внеплановой проверки.
Оставьте комментарий